"Будущим первоклассникам" 07.05.2023

Психологическая готовность ребенка к школе

Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?

Начнем с главного, психологическая готовность к обучению в школе состоит из:

  • интеллектуальной готовности

(развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);

  • коммуникативной или социальной готовности

(потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);

  • эмоционально-волевой готовности

(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);

  • мотивационно-личностной готовности

(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);

Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать малыш до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! Готовность к школе, как показывает практика и работы выдающихся отечественных и зарубежных психологов, выражается не только и не столько в умении писать, читать и считать. Гораздо больше о готовности ребенка к школе, говорит его опыт игр, конкретно умение играть в сюжетно-ролевые игры, способность принимать на себя роль в игре с другими детьми, может ли ребенок вообразить себе нечто, ситуацию и играть «по замыслу», соблюдая при этом логику игры.

Достаточно тесно связана с психологической стороной готовности к школе физическая готовность или физиологическая готовность.

Итак, что такое физиологическая готовность? Это зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Понятно, что часто болеющие дети будут испытывать определенные трудности в обучении. Поэтому здесь первая рекомендация - обратиться к врачу до школы, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Постараться провести все плановые операции, проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы.

Еще одна из важных составляюших - это мотивационная готовность, наличие у детей желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Прежде всего, желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфель, учебники, тетради, а возможность получить новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов.

Что должен знать и уметь ребенок, который готовится к школе?

1 . Фамилия, имя свое и родителей;

2 . Свой возраст (желательно дату рождения);

  • Свой домашний адрес; страну, город, в котором живет, и основные достопримечательности;
  • Времена года (их количество, последовательность, основные приметы каждого времени года; месяцы (их количество и названия), дни недели (их количество, последовательность);
  • Уметь выделять существенные признаки предметов окружающего мира, и на их основе классифицировать предметы по следующим категориям: животные (домашние и дикие), страны (южные и северные); птицы, насекомые, растения (цветы, деревья), овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежду, обувь и головные уборы; посуду, мебель, а также уметь разделить предметы на две основные категории: живое и неживое;
  • Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
  • Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
  • Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право - лево, верх - низ и т. д.);
  • Составлять целое из частей (не менее 5-6 частей);
  • Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанное или прочитанное произведение, составлять рассказ по картине; устанавливать последовательность событий;
  • Запоминать и называть 6-8 предметов, картинок, слов.

Важно, чтобы ребенок к началу школы умел удерживать одновременно 2-3 правила в различных играх с детьми, в том числе и в настольных. Хочется также сделать упор для родителей перед школой на то, чтобы вместе с ребенком читать разные книжки, про мальчиков и про девочек, разные истории из жизни, сказки в хорошей литературной обработке. При этом будет хорошо, если будете обсуждать эти книжки с ребенком, не в форме диалога вопрос от взрослого – и ответ ребенка. А скорее в формате обсуждения, что для вас и для ребенка самое важное в этой книжке, что больше всего понравилось, что зацепило. Важно конечно, и чтобы к школе ребенок пришел умеющим полностью одеваться-раздеваться, без посторонней помощи, поскольку в школе нет возможностей больших, чтобы помогать ребенку в социально-бытовых рутинах. Поэтому, будет хорошо, если ваш малыш до школы будет тренироваться в завязывании и развязывании шнурков, не только на ботинках, но и на других различных предметах быта и игрушках (мальчикам, например, будет наверняка интересно научиться завязывать морской узел). Будет полезно, если перед школой ребенок научится читать различные схемы, нетрудные чертежи и прочие картинки придуманные, чтобы кратко в символической форме передать важную информацию от одного человека другому. Поэтому поощряйте вашего ребенка читать и понимать самостоятельно инструкции к играм, читать и понимать схемы, как сделать ту или иную постройку и т.п вещи.

Если ваш ребенок уже умеет читать, то старайтесь перед школой, использовать этот навык больше для разных игр и для вашего общения с малышом. То есть, пишите ребенку краткую записку, о том где вы оставили для него сюрприз, или оставьте в садике для ребенка записку о том, как сильно вы ее/его любите. Хорошо, если ребенок будет и для вас писать иногда записочки, как сильно вас любит, или будет описывать, где спрятал для вас сюрприз.

В заключении, хотелось бы вам предложить некоторые игры, которые помогут в вместе с ребенком, в подготовке к школе:

  1. Игра словесная «Вам барыня прислала сто рублей» Что хотите, то берите, черным с белым не берите, да и нет не говорите. Вы поедете на бал? Задача ребенка удержать одновременно 3 правила и не сбиться (от 6 до 8 лет)
  2. Игра в города: на последнюю букву предыдущего города, говорить следующий город (Москва- Астрахань-Ницца и т.д) (от 6 до 8 лет)
  3. Игра «Крокодил». Задумывается какой то предмет, или животное, и нужно показать его с помощью жестов, движений, без слов - задача ребенка, угадать какое животное или предмет загадал взрослый. Затем ролями меняются
  4. Игра «Какая сегодня погода?». Объясните ребенку что с помощью простого рисунка можно обозначить все что угодно, в том числе и погоду. Объясните, что такие рисунки используются для составления специальных карт погоды, которые вывешиваются в портах — для экипажей кораблей, уходящих в плаванье, и в аэропортах — для летчиков, ведущих самолеты, и пассажиров. Затем предложите ребенку придумать, как можно обозначить ясный солнечный день; пасмурный день, когда все небо в тучах; дождливый день; сильный снегопад; ветреный день; легкое волнение на море, шторм и т. д. Предоставьте ребенку возможность сначала самому выполнить задание.
  5. Игра «Неструктурированное изображение – каляка-маляка» (Б.М. Мастеров) - ребенок рисует что-то аморфное, не конкретное, взрослый превращает этот рисунок аморфный (неструктурированный) в какой-то конкретный предмет, в животное. Также можно играть и в обратную сторону – взрослый рисует «каляку-маляку», а ребенок превращает ее в какой-то конкретный предмет, животное или что то еще – для детей 6-7 лет и 7-8 лет
  6. Игра в крестики-нолики с помощью шашек. На поле нужно выстроить в линию, по диагонали, вертикали, или горизонтали 3 шашки, кто смог выстроить тот победил. Игра идет также как в крестики нолики на листе бумаги (6-7 лет)
  7. Игра в «Морской бой» на листочках бумаги в клетку (от 6 до 9 лет).
  8. Игра «Съедобное-несъедобное» с мячиком или без. Кто поймал, то есть съел несъедобное выбывает из игры (6-7 лет и 7-8 лет)
  9. Игра на развитие мышления «Кто, чем может быть?» - взрослый задает вопрос: кем, или чем может стать – мальчик, икринка, цыпленок, человек, яйцо, семечко, желудь? И т.п. Дети должны набросать как можно больше вариантов (5-6 лет и 6-7 лет)

ГБОУ Школа 67 (дошкольное отделение и начальная школа)

Педагог-психолог, к.пс.н

Зерницкий Олег Борисович

Педагог-психолог

Котельникова Мария Викторовна