Западный административный округ

Краткая справка о музее Боевой славы 21 дивизии народного ополчения

Краткая справка о музее Боевой славы 21 дивизии народного ополчения.

Идея создания «МУЗЕЯ БОЕВОЙ СЛАВЫ 21 ДИВИЗИИ НАРОДНОГО ОПОЛЧЕНИЯ» принадлежит Совету ветеранов дивизии. В конце 80-х экспозиция музея находилась на Старом Арбате в доме актера Пароховщикова, затем располагалась в Доме культуры «Аструм». В 1998 году советом ветеранов дивизии было принято совместное решение с управой района «Дорогомилово» о переносе экспозиции музея в нашу школу. Нам были переданы уникальные материалы по истории дивизии, боевого пути 77-ой гвардейской Московско-Черниговской, орденов Ленина, Красного Знамени, Суворова II степени стрелковой дивизии. музей показывает роль народного ополчения в защите Москвы и участии ополченцев в Великой Отечественной войне. В музее представлен ряд ценных плакатов, схем, карт по истории Великой Отечественной войны, окопных журналов, которые создавались на полях сражений. Среди экспонатов немалый интерес представляют уникальные окопные журналы, написанные и оформленные на полях сражений. Мы с интересом читаем и исследуем рассказы, стихи и очерки, которые написаны в этих уникальных экспонатах - рукописных окопных журналах.
Открывая журнал, мы попадаем в другую эпоху, эпоху наших дедов и прадедов. Поначалу даже страшно прикасаться к этим страницам, от них веет чем-то необъяснимым: порохом, дымом сражений и теплом землянки. Это можно прочувствовать, только находясь в музее и перелистывая журнал. Начинаешь читать и удивляешься, как вроде просто солдаты, сержанты, лейтенанты - совсем молодые ребята, которые практически со школьной скамьи пошли на фронт добровольцами, совершали эти подвиги, которые описаны в журнале, но за каждой статьей стоят отвага, мужество, упорство и желание победить!
В журнале рассказывается, как проводились комсомольские собрания, выпускались боевые листки.
Эти экспонаты уникальны тем, что ветераны дивизии сохранили их для нас, вынесли из-под бомбежки, обломков снарядов, как выносят знамя дивизии. Журналы написан от руки, нарисованы портреты, рисунки для каждой статьи, глядя на это, понимаешь, оформляли их настоящие профессионалы: художники, актеры, фотографы, работавшие ранее на киностудии «Мосфильм», карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти, в Театре имени Вахтангова, которые записались добровольцами в 21-ю дивизию народного ополчения. Чувствуется тепло человеческих рук, державших не только перо и карандаш, а еще винтовку или автомат, и в перерывах, оформлявших эти журналы. Не знаю, думали ли эти люди, что через 70 с лишним лет их рукописные шедевры мы с вами будем держать в руках, читать записи, исследуя каждую страницу.
Изучение таких реликвий бесценно, оно дает детям возможность прикоснуться к прошлому нашей страны. Таким образом, происходит связь поколений, неразрывно переплетаясь с жизнью каждого из нас. Материалы и документы, собранные в музее, используются учащимися для написания рефератов, научно-исследовательских и творческих работ, создания собственных проектов.

Мы рассматриваем школьный музей как центр музейно-педагогической и краеведческой работы в школе. Школьный музей является полноправным участником учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения. Освоение природного и социального окружающего пространства, осознание процессов, происходящих в непосредственной близости от учащихся, помогает им активно и продуктивно взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя в нем уверенно, понимать его проблемы и видеть возможные пути решения этих проблем, способствует социализации и формированию духовно-нравственных ценностей.

Цели и задачи: Расширение образовательного пространства школы. Формирование патриотического сознания подрастающего поколения на основе жизненной позиции, расширение кругозора, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, воспитание творческой личности музейными средствами. Включение ребенка в культурную и природную среду, созданную его соотечественниками, предками, формирование исторического и экологического сознания. Сохранение исторических экспонатов и работ обучающихся.

В музее представлены экспозиции:

1.Начало Великой Отечественной войны

2. формирование 21 дивизии народного ополчения.

3. «Боевой путь 21-173-77 Гвардейской Московско-Черниговской орденов Ленина, красного Знамени, Суворова стрелковой дивизии»

4.Участие дивизии в Битве за Москву.

5. Участие в сталинградской битве

6.Орловско-курская дуга и взятие Чернигова.

7.Освобождение полесья. Выход на границу СССР.

8. В боях за Белоруссию.

9.Экспозиция о «Батальоне Славы».

10.Встреча на Эльбе.

11.Стенд «Не стареют душой ветераны»

Школьный музей призван координировать военно-патриотическую деятельность образовательного учреждения, быть связующим звеном между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Музей дает уникальную возможность увидеть «живую историю» людей и вещей. «Прошлое не исчезает бесследно, оно оставляет тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры. » Эти памятники хранят и пропагандируют музеи. Стержень любого музея – история, история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств заложена ценная информация, из которой и складывается история в целом.

Основополагающим для музейной работы является принцип историзма, который предполагает рассмотрение и оценку явлений и предметов в их взаимосвязи, а также изучение истории в свете современности.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он собирает и показывает подлинные исторические документы. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, проведение экскурсий, конференций способствует не только воспитанию, но заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами, навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих поисков – основами многих научных дисциплин, непредусмотренных школьной программой.

На базе школьного музея работает детско-взрослое объединение «Родник». Детские общественные организации составляют неотъемлемую часть общества во всех современных странах, они – реальная разновидность социальных движений современности. Участие в детском движении – ступень к полноценной гражданской деятельности, школа воспитания будущих активных граждан, становления лидеров. Мы с ребятами занимаемся всеми видами деятельности в том числе и экскурсионной, посещаем ежемесячно музей ВОВ, участвуем в городских, районных и окружных мероприятиях. Активно сотрудничаем со школами районов Дорогомилово, Фили–Давыдково, Филёвский парк. Ежегодно участвуем в мероприятиях, которые организует совет ветеранов нашего округа, и управа района Дорогомилово: возложение цветов к стеле «Москва –город герой!», к закладному камню 21 дивизии народного ополчения.

Музей 4-ый год принимает активное участие в городской олимпиаде «Музеи. Парки. Усадьбы.» За четыре года музей посетило более 400 команд из школ города Москвы.

Советом музея разработан музейный квест по экспозициям музея. Также советом музея разработанные экскурсии по возрастным категориям на темы:

  1. «Роль народного ополчения в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
  2. «Обзорная экскурсия по музею 21 дивизии народного ополчения для начальной школы»
  3. «Обзорная экскурсия по музею для дошкольников.»
  4. «Батальон славы»
  5. «21 дивизия в Битве за Москву»
  6. «Взятие Черникова. Подвиг стрелка.»
  7. «Сражение за Днепр. Рота героев.»

В 2017 году экспонаты нашего музея были выставлены в Музее обороны Москвы в историко-документальной выставке «По зову сердца на защите Родины».

Мы создаём определённую модель общественных отношений между ребята детской общественной организации, в которой на практике, в реальной деятельности ребенок приобретает конкретный гражданский опыт -опыт общественной жизни.